Общая информация об акустических системах
Акустические системы - завершающий и важнейший компонент аудиосистемы, превращающий электрический сигнал в звук. От того, насколько корректно это преобразование, во многом зависит впечатление от прослушивания. Если для того, чтобы различить звучание двух CD-проигрывателей, кассетных дек или усилителей одного класса нужно иметь определенный опыт, то различие в звучании АС обнаружит практически кто угодно. К тому же АС - единственный компонент аудиосистемы, тесно взаимодействующий с внешним фактором - комнатой прослушивания. Законы этого взаимодействия сложны и не до конца изучены. И, наконец, человеческое ухо, воспринимающее звуковую волну, само по себе представляет собой сложнейший аппарат с индивидуальными особенностями для каждого слушателя. Поэтому наивно было бы надеяться "научно" предсказать результат воздействия той или иной АС на того или иного слушателя или выработать четкий алгоритм подбора акустических систем, даже если известны все другие компоненты аудиосистемы, акустические свойства комнаты и Ваши музыкальные предпочтения.

Наиболее важные параметры акустических систем.

Рекомендованная мощность. Это диапазон подводимой мощности для пассивных АС и мощность встроенных усилителей для активных. Если усилитель имеет мощность ниже указанного предела, он не сможет в достаточной мере "раскачать" излучатели этой АС. Недостаток мощности усилителя сказывается как на громкости, так и на динамике воспроизведения. Слишком высокая подводимая мощность может привести к искажениям звука и повреждению АС.

Номинальной мощностью АС называется допустимое при длительном воздействии среднее значение мощности входного электрического сигнала. Пиковая мощность - допустимая электрическая мощность кратковременного входного воздействия. Указанная в параметрах рекомендуемая мощность усилителя является номинальной. Такие термины, как музыкальная или программная мощность не определены достаточно строго. Можно рассматривать их как разновидность средней мощности. Существуют различные методики измерения мощности, часть из которых просто не имеет отношения к hi-fi. Кроме того, АС могут выйти из строя даже при низкой подводимой мощности, если на них поступает сильно искаженный, вследствие перегрузки усилителя, сигнал. Итак, с точки зрения АС, недогруженный мощный усилитель гораздо лучше перегруженного слабого. Поэтому не смущайтесь, если мощность усилителя близка к верхнему пределу для данных АС. Просто не надо выводить его регулятор громкости на максимум.

Чувствительность. Один из важнейших параметров АС. Чем выше чувствительность акустической системы, тем более громкий звук она способна выдать при заданной подводимой мощности. Имея АС с высокой чувствительностью, можно иметь не слишком мощный усилитель, и напротив, чтобы "раскачать" АС с малой чувствительностью, потребуется усилитель большей мощности.

Численное значение чувствительности, например, 90 дБ/Вт/м, означает, что эта АС способна создать звуковое давление в 90 дБ на расстоянии 1 м. от динамика при подводимой мощности 1 Вт. Чувствительность обычных АС лежит в пределах от 84 до 102 дБ. Условно чувствительность 84-88 дБ можно назвать низкой, 89-92 дБ - средней, 94-102 дБ - высокой.

Для сравнения: уровень звукового давления, создаваемого шепотом, 20-30 дБ (порог слышимости); разговорной речью 40-60 дБ; громким разговором 60-70 дБ; криком, шумом поезда 80-90 дБ, водопадом Ниагара 90-100, реактивным двигателем 120-140 дБ. Болевым порогом считается 130 дБ.

Чувствительность влияет на работу АС гораздо заметнее, чем подводимая мощность. Для того, чтобы увеличить громкость в два раза, достаточно приращения чувствительности всего в 1 дБ, тогда как подводимую мощность для этого придется увеличить в несколько раз. К.П.Д. акустических систем, в общепринятом смысле, составляет около 1%.

Как правило, чем выше чувствительность АС, тем лучше при прочих равных условиях (если только Вы не являетесь счастливым обладателем high-end'овского 500-Ваттного усилителя, способного легко вывести из строя нежную чувствительную АС).

Диапазон воспроизводимых частот

Диапазон частот - это область частот, в пределах которой данный компонент имеет плоскую амплитудно-частотную характеристику, иначе говоря, может достоверно воспроизводить аудиосигнал. Обычно характеристика считается плоской, если ее отклонение от горизонтальной прямой укладывается в пределы +/- 3 дБ. Известно, что органы слуха человека воспринимают звук частотой от 20 до 20000 Гц. Однако, звуковой сигнал имеет сложную форму, то есть содержит составляющие с различными частотами, в том числе выходящими за пределы слышимого диапазона. Поэтому разработчики как усилителей, так и АС, для максимально точного воспроизведения, стараются достичь диапазона частот, выходящего за пределы 20000 Гц.

Что касается глубокого баса, то его легче почувствовать, чем услышать. Чувствительность человеческого уха к различным частотам неодинакова (хорошо бы картинку), и особенно резко падает при частотах меньше 40 Гц. Поэтому для получения действительно слышимого нижнего баса необходимо приложить весьма высокую мощность и это трудная задача.

Ценовые диапазоны акустических систем

$100 - $300
АС в диапазоне $100 - $300 внешне мало отличаются друг от друга. Как правило, это двухполосная полочная или, реже, напольная конструкция с невысокой подводимой мощностью (от 10 до 100-200 Вт) и номинальным импедансом 8 Ом. Исключение составляют тыловые АС домашнего театра, которых много в этой ценовой категории. Часто они имеют однополосные либо коаксиальные излучатели, приспособления для настенного крепления, треугольную в плане либо трапецеидальную форму.

Для АС этого класса главное - "попадать в ноты", и среди них есть как достойные помощники "взрослых" фронтальных АС домашнего театра, так и самостоятельные грамотные исполнители. Сабвуферы этой ценовой категории подойдут к сателлитам этой же категории или домашнему театру, основанному на Dolby Pro Logic.

$300 - $600
В диапазоне $300 - $600 к АС уже можно предъявлять четкие требования с точки зрения АЧХ и искажений. Изредка встречаются 3-полосные конструкции и конструкции с несколькими параллельными басовиками. Есть вероятность получить корпус из натурального дерева, позолоченные клеммы с возможностью би-ваеринга (раздельного подключения “верхних” и “нижних” частот), шелковый купол ВЧ излучателя - особенности, ласкающие глаз (и слух) аудиофила. Подводимая мощность остается в пределах 20-200 Вт. В этой категории появляются активные АС и активные сабвуферы.

Это "исполнители", способные вполне достоверно воспроизвести музыкальный образ, но, как правило, не рассчитанные на помещение большого объема. Стоит обратить особое внимание на полочные АС этой категории. Хотя, с учетом качественных стоек, их стоимость может превышать стоимость аналогичных напольных, но маленький, грамотно построенный корпус почти не подвержен резонансу, а значит, не окрашивает звук. Если же глубокий бас достаточно важен, в этой ценовой категории найдутся очень достойные напольные АС. Сабвуферы этой ценовой категории подойдут к домашнему театру, основанному на Dolby Digital и DTS.

$600 - $2000
Для этой ценовой группы указанные выше свойства превращаются из редких в почти обязательные. Чаще всего это 2-3-полосная напольная АС. Верхний предел подводимой мощности возрастает до 300, 400 и даже 600 Вт, номинальный импеданс ближе к 4 Омам. Чувствительность в районе 90 дБ. К этой ценовой группе принадлежат большинство высококлассных активных сабвуферов. Есть и эксклюзивные полочные АС, цена которых достигает и превышает $2000 - референсные мониторы.

Здесь самое время вспомнить, что колонки - последнее, на чем следует экономить. Подлинный хай-файщик не перестает стремиться к совершенству, но это не вид помешательства, а следствие постоянной тренировки слуха. В отличие от цифровых компонентов, неизбежно устаревающих функционально (или требующих бесконечного апгрейда), хорошие АС не перестанут радовать при любом источнике звука, будь то винил, CD, или знаменитые 24 бита/192 кГц, ожидающие нас на DVD.

$2000 - $10000
Условную границу High End можно провести в любом месте этого диапазона (в зависимости от материальных возможностей). Многие компании, чья продукция принадлежит к этой группе, проводят собственные научные исследования, воплощая результат в патентованных технических решениях. Часто АС собираются вручную, проходят тщательное тестирование.

Это аппараты весьма высокого уровня, не вносящие заметных искажений; но они могут, тем не менее, что-то передавать по-разному, привлекая внимание к тому или иному музыкальному аспекту. Подобно классному пианисту, они могут предложить свою трактовку произведения, и эта трактовка может понравиться или нет. В этой ценовой группе вполне можно найти и целый комплект АС для многоканального звука, удовлетворяющий аудиофильным требованиям (что, в связи с медленным, но верным приближением стандартов DVD-Audio и SACD достаточно актуально).

...и выше
Cтоимость экзотических АС достигает $50000 , однако, счастливый обладатель подобной суммы должен отдавать себе отчет, что в ряде случаев ее половину он отдаст за громкое имя производителя (как это случается с одеждой, автомобилями и др.). Вместе с тем, часто за подобной АС стоит целая идеология воспроизведения музыки, выработанная ее неравнодушным создателем на всем протяжении жизненного пути. Требуя достойных электронных компонентов, музыкального материала и помещения для прослушивания, такие АС способны вознаградить возвышенного ценителя.

Соображения при подборе акустических систем

Напольные или полочные АС. Полочные акустические системы в силу своих небольших размеров имеют очевидные преимущества перед напольными при их размещении в малогабаритной квартире. Малые размеры "полочников" позволяют относительно просто обеспечить необходимую жёсткость корпуса, что чрезвычайно важно для достижения высокого качества звучания. Меньшие размеры корпуса потребуют и меньшего расхода материалов на их изготовление, что удешевляет этот тип акустических систем. Основным недостатком полочных АС является их сравнительно низкая отдача в области глубокого баса.

Кроме того, обеспечить грамотное размещение полочных АС (ВЧ излучатель примерно на высоте уха слушателя, массивность и неподвижность опоры и т.п.) не так просто. Наилучший вариант - специальные аудио стойки. Хотя полочные АС при этом займут такую же площадь, как напольные, а за стойки придется еще и дополнительно заплатить.

Выбирая напольную акустику можно рассчитывать на более глубокий и мощный бас за счёт большого объёма корпуса. Но обеспечить жёсткость корпуса напольной колонки намного сложнее, чем полочной. Для увеличения жёсткости применяют внутренние перегородки, стяжки, рёбра жёсткости, необходимо использовать ДСП большей толщины, а это увеличение веса и стоимости.

Если порт фазоинвертора АС расположен сзади, нельзя придвигать АС вплотную к стене. Кроме этого, изготовитель может указать какие-то специальные требования к размещению АС. В любом случае у АС не должно быть возможности "елозить" по полу. Если в основании АС имеются отверстия под шипы, обязательно нужно этим воспользоваться.

Имеют ли преимущества активные АС? У активных АС каждая полоса частот усиливается отдельным усилителем, а разделительные фильтры активные и стоят на входе усилителей, а не на выходе (кстати, именно профессиональные активные АС "подсказали" идею би-ампинга). Из этого вытекают следующие преимущества:
# активный фильтр легче отрегулировать, чем пассивный. Поэтому в условиях серийного выпуска он обеспечивает лучшее качество фильтрации.
# излучатели подключаются непосредственно к усилителям мощности, что обеспечивает хорошее демпфирование усилителя, а значит, прозрачный и "легкий" звук.

Недостатки активных АС связаны с необходимостью подвода линейного сигнала и напряжения питания к каждой АС. Длинные сигнальные кабели весьма нежелательны, но эта проблема облегчается балансным способом передачи сигнала. Все чаще встречаются встраиваемые активные АС. Звуковой и управляющий сигналы, а также низковольтное питание к ним подводится специальным кабелем 5-й категории, скрытым в стене. Такая разводка может быть осуществлена по всему дому, таким образом, АС интегрируются в систему домашней автоматики.

Где расположить стереопару АС. Если длина комнаты существенно больше ширины, направьте излучение колонок вдоль комнаты. Будет меньше отражений от противоположной стены. Мягкие детали обстановки (ковры, занавеси, диваны) приглушают звук. Шкафы, стены, пол, напротив, прибавляют яркости. Желательно, чтобы левая и правая сторона комнаты имели одинаковые отражающие свойства.

Тыловые АС. Обычно к тыловым АС не предъявляют высоких требований. Все же, следует подбирать тыловые АС с должным вниманием, так как современные многоканальные форматы (Dolby Digital, DTS) содержат 5 каналов полного частотного диапазона, и плохая тыловая акустика не позволит полностью реализовать их преимущества. Кроме того, чем лучше согласованы тыловые и фронтальные АС, тем глаже становится передача звука из одних колонок в другие. Специализированные тыловые АС снабжаются удобными приспособлениями для крепления на стену и самоклеящимися ножками.

Если необходимо подобрать тыловые АС к уже имеющейся фронтальной паре (тройке), попытайтесь найти специализированные тыловые АС той же марки. Если таких не окажется, пусть это будут полочные АС той же марки или с подобными динамиками. В любом случае главное - чтобы не было выраженных тональных различий между фронтальной и тыловой акустикой.

Две или четыре? О 7.1-канальном формате (THX Surround EX, Dolby Digital Surround EX). Это новейшая разработка Dolby Laboratories и THX Lucasfilm Ltd. Звуковые дорожки фильмов, кодированных в этом формате, по-прежнему содержат 5.1 дискретных каналов, но в 2-х тыловых каналах заложены данные для еще одного тылового канала, которые извлекаются путем матричного декодирования (как в Dolby Pro Logic). В этом формате выпускаются практически все новые киноленты ведущих студий. Появляются носители потребительского рынка с фильмами, кодированными в этом формате (на упаковке логотип Dolby Digital Surround EX).

Всего для воспроизведения этого формата нужно 7.1 АС, из них 4 тыловых (2 боковые и 2 тыловые). Кроме этого, нужен 7.1-канальный процессор/ресивер, с соответствующим декодером и 7-ю усилителями. На 5.1-канальном ресивере такие фильмы тоже можно воспроизводить.

Направленные или дипольные? На этот вопрос нет однозначного ответа. При воспроизведении материала в Dolby Surround звук тыловых каналов должен создавать не четкий образ, а подобный естественному размытый звуковой фон, для чего используются дипольные (с парными расфазированными излучателями) тыловые АС. Дискретные форматы (Dolby Digital, DTS) и многоканальная музыка (DVD Audio, SACD) выигрывают от четкой локализации во всей звуковой картине, поэтому тыловое излучение должно быть направленным. Направленные АС, особенно если их ориентацию можно отрегулировать, способны создать четкую локализацию в тылу. Дипольные же не требуют хлопот при выборе местоположения.

Многие, в том числе весьма дорогие и качественные АС, требуют длительной приработки - от нескольких дней до нескольких месяцев. Звучание "из коробки" может разительно отличаться от окончательно стабилизированного (всегда в худшую сторону). Опытные продавцы, зная об этом, "гоняют" перед продажей те АС, которые в этом нуждаются. Не забудьте поинтересоваться, каков срок приработки понравившихся вам АС.